Ростислав Ковалевский
Ростислав Ковалевский
математический факультет

Воронежский государственный университет уделяет особое внимание трудоустройству выпускников, с этой целью в вузе ведется большая работа по взаимодействию с работодателями, в частности с представителями бизнес-сообщества. Ярким примером плодотворного тандема высшей школы и бизнеса в этой области является стратегическое партнёрство между ведущим вузом Черноземья и Группой компаний «ЭФКО». Множество бывших студентов ВГУ смогли найти свое профессиональное призвание в этой компании, реализовать свой потенциал, стать настоящими специалистами. Нам удалось поговорить с выпускником математического факультета ВГУ, аспирантом Ростиславом Ковалевским, который в 25 лет смог стать исполнительным директором компании «ЭФКО Казахстан». Разговор получился живой и интересный – об учёбе в вузе, начале карьерного пути, а также о тех возможностях, которые перед ним открылись благодаря работе в «ЭФКО».

– Моё обучение в Воронежском государственном университете складывалось не совсем обычно. В детстве я очень любил математику и изначально хотел изучать ее в Венском университете. Для поступления туда необходимо было стать студентом аналогичного факультета в России. Так я и оказался студентом ВГУ. За три года в Вене закончил обучение в бакалавриате, потом вернулся домой, но не оставил желания заниматься наукой. За следующие два года в ВГУ удалось преодолеть разницу в образовательной программе между австрийским и российским бакалавриатом и поступить в магистратуру, а сейчас я продолжаю обучение в аспирантуре.

Россия – Австрия: различия в образовательном процессе

– В Австрии всем людям гарантировано бесплатное образование в университете, но как таковой процесс поступления в вуз отсутствует. При этом человек на первом курсе может подать документы одновременно на три факультета, посещать все занятия и только потом выбрать специальность. Кроме того, в отличие от российской системы образования, в Вене студенты составляют учебную программу для себя самостоятельно, сами выбирают те предметы, которые хотят изучать и по которым хотят сдавать экзамены, сами формируют учебный график. При этом такое понятие как сессия там отсутствует. Студент сам назначает себе дату сдачи экзамена, и он может быть как в конце семестра, так и в его середине. С одной стороны, это достаточно сильно расхолаживает, с другой – до выпуска доходят по-настоящему мотивированные люди.

Возвращение в Воронеж

– После возвращения было сложно влиться обратно в привычный российский ритм учебы: в ВГУ не было возможности сдавать что-либо досрочно, приходилось много работать и искать пути совмещения учебы и работы, возникали трудности и на лекциях – первое время было сложно перестроиться и воспринимать всю информацию только на русском языке. Но я был рад тому, что в Воронежском госуниверситете давалось много теоретических задач, чего мне не хватало в Вене, где упор делался на решение прикладных. Большой вклад в то, что я стал всерьез заниматься наукой, внес декан математического факультета Александр Дмитриевич Баев. Он объяснил мне, что намного интереснее заниматься наукой не абстрактно, а в привязке с какой-то реальной деятельностью. Я стал посещать курсы «Информационного бизнес-менеджмента», которые проходили в ВГУ. Там нам рассказывали о правилах составления бизнес-планов, презентаций проектов, тонкостях бухгалтерского учета, а также патентного права. В завершение обучения необходимо было сформировать свой проект, удачная защита которого позволяла принять участие в Региональном этапе Всероссийского конкурса «Бизнес Инновационных Технологий (БИТ)». Мой проект понравился жюри и в рамках этого конкурса даже наградили специальным призом.

Поиск работы

– Закончив бакалавриат в ВГУ, я как обычный студент вышел на рынок труда. Когда начал поиски работы, то первой проблемой, с которой я столкнулся, стало завышенное представление о себе. Я считал, что хорошие оценки в университете, опыт учебы за границей и знание языков станут для меня «золотым билетом» на пути к работе своей мечты. Это оказалось далеко не так. Я ходил от собеседования к собеседованию. На одних предлагали платное краткосрочное обучение, после которого возможен карьерный рост, на других – позиции без перспектив и развития. А потом я прошел на собеседование в компании «ЭФКО», здесь-то и начался основной этап моей жизни, как я теперь могу судить.

Карьера в ЭФКО»

– У меня не было стремления занять в этой компании какую-то определенную позицию. В моём резюме была указана должность «аналитик», как наиболее приближенная к полученному мною образованию. На тот момент на большее я не рассчитывал. Но в «ЭФКО» все оказалось по-другому. В отличие от других компаний здесь оценивали не только то, что я умел тогда, но и мои личностные качества, мой потенциал, постарались понять, что из меня может получиться в дальнейшем. Например, вскоре после начала работы в компании, меня как математика пригласили в один новый интересный проект, связанный с прогнозированием валового сбора подсолнечника математическим методом. Позднее по данным этого проекта я защитил магистерскую диссертацию. Дальше я много работал, участие в проектах компании помогало мне учиться и развиваться, я начал предлагать свою помощь в решении задач, которые только намечались. Это заметили. Мне доверили в подчинение сначала одного человека, потом – небольшое подразделение. И я понял, что попал туда, где хочу быть. Мне нравилась моя работа, нравилось решать много разноплановых задач в различных уголках России, и было приятно, что я могу дать своим близким – жене и дочери – самое лучшее. Так как мне и моей команде удалось показать хорошие результаты, вскоре меня отобрали для участия в программе развития перспективных сотрудников. Я прошел трехмесячный курс обучения в школе менеджмента «Бирюч», по итогам которого мне предложили возможность стать исполнительным директором компании «ЭФКО Казахстан» – нового бизнес-направления развития компании. Это новая страница моей истории работы в компании.

Что позволяет успешно строить карьеру?

– Главное, что требуется для карьерного роста, – это желание работать и развиваться, как бы это банально ни звучало. К сожалению, при проведении собеседований я часто сталкиваюсь с тем, что у многих соискателей это желание просто отсутствует. Они хотят прийти в компанию на комфортное место и просто получать высокую заработную плату. Однако залог продвижения по карьерной лестнице – это умение преодолевать ситуационный дискомфорт: чтобы вырасти, необходимо смириться с тем, что какое-то время придется испытывать сложности. То есть «утром деньги, вечером стулья». По-другому не получится. Но если приложить усилия, научиться преодолевать трудности, быть открытым новому, то вам обязательно дадут шанс проявить себя, и в «ЭФКО» у вас все получится.

Ростислав Ковалевский за достаточно короткий срок смог добиться серьезных результатов в профессиональном плане. В этом ему помогло умение не бояться перемен, способность по максимуму применять на практике получаемые в вузе знания и правильно выбранное место работы. Для каждого студента ВГУ двери компании «ЭФКО» открыты, нужно только суметь воспользоваться предоставляемой возможностью.